|
Луксорский храмНа месте древнего святилищаЛУКСОРСКИЙ ХРАМ – величайшее архитектурное творение древнеегипетской цивилизации, поражающее не только масштабами, грандиозностью строительства, но и абсолютной гармонией, изящностью, пропорциональностью и совершенством форм. Храм нельзя забыть, увидев его даже на фотографиях или по телевидению, что уже говорить о впечатлении, которое он производит воочию – это ощущение величия древних и мимолетности человеческого времени в сравнении с подлинной культурой и красотой, которая не имеет возраста и не привязана к истории. Хотя история самого храма известна и весьма богата событиями, нашедшими отражение в облике и строениях храма. Прежде всего, храм построен не на пустом месте в прямом смысле слова. Еще до строительства Луксорского храма это место считалось священным уже во времена Среднего царства, за две тысячи лет до нашей эры, то есть за четыре тысячи лет до настоящего времени. Во времена Среднего царства на месте храма стали возводиться первые молельни и небольшие храмы, но подлинное величие комплекс обрел во времена Нового царства, во времена великих фараонов. Храм великих фараоновВремя первого этапа строительства Луксорского храма относят к эпохе Аменхотепа III, который правил в течение сорока лет в эпоху политического могущества и расцвета Нового царства – примерно за 1300 лет до нашей эры. Еще свежи в памяти соседних народов были военные подвиги одного из предшественников Аменхотепа – Тутмоса III – фараона-воина, фараона-завоевателя; еще велик был страх перед военным могуществом Египта; еще трепетали соседние правители перед престолом египетских фараонов. Страна, пожиная плоды успешных военных походов, обладала политическим могуществом, и никто из современных тому Египту народов не помышлял о реванше; напротив, соседние правители всячески стремились засвидетельствовать фараонам свое почтение, заручиться их дружбой и покровительством. В страну в виде дани и подношений стекались богатства со всего Древнего мира: драгоценные металлы и камни, великолепные ткани и ценные породы дерева, редкие виды животных и растений, благовония и другие сокровища. В то время Египет был самой могущественной, процветающей и влиятельной страной Древнего мира. Жизнь радовала правителей Египта, простые люди не гибли на войне, развивалось ремесло и торговля, пользуясь миром и процветанием, все большую власть и влияние приобретали жрецы и священнослужители. И отсутствие необходимости нести военные расходы заставляло фараонов все больше, все настойчивее думать о своей загробной жизни, о своей репутации в глазах богов. В итоге материальное положение государства и доходы фараонов давали возможность организации величайшего строительства, чем воспользовался Аменхотеп III для возведения «первой очереди» Луксорского храма (подробнее о жизни фараона читайте в статье «Аменхотеп III Великолепный», адрес статьи на сайте). Аменхотеп III: величие колоннАменхотеп III навсегда увековечил себя, построив великолепный храмовый комплекс: сначала были построены внутренние помещения (гипостильный зал, вестибюль и святилище), затем к северу от внутренних помещений возвели потрясающий перистиль (внутренний двор), окруженный колоннадой, состоящей из двух рядов колонн в виде собранных в пучки стеблей папируса; а также известную всему миру гигантскую процессионную колоннаду, состоящую из девятнадцатиметровых колонн в виде распустившихся цветков папируса. Эта часть храма до сегодняшнего дня заставляет туристов восхищенно замирать, когда рассветные, зенитные или закатные лучи египетского солнца пронизывают насквозь ряды колонн, создавая таинственный эффект игры света и тени, создавая ощущение, что из-за колонны вот-вот появится силуэт жреца. Храм стал настоящим украшением древней столицы Египта – города Фивы; паломники из всех уголков страны, путешественники и торговцы почитали за великое счастье увидеть великолепный храм. Фараоны считали своим долгом украсить его. Так, фараон Хоремхеб, один из потомков Аменхотепа III, возвел двойной ряд колонн, образующих проход между внешним двором и двором Аменхотепа (процессионная колоннада). Однако в течение амарнского периода, во времена правления фараона-еретика Эхнатона, храм не только не отстраивался, но даже подвергся разрушениям: были уничтожены изображения и статуи бога Амона – главного божества Луксорского храма. После Эхнатона, во времена Тутанхамона, отделка колонн и храма была восстановлена и завершена (подробности об амарнском периоде и правлении Эхнатона читайте в статье «Эхнатон: еретик, реформатор или ценитель красоты?»). Рамсес II: плагиат и величие статуйВторой период расцвета строительства храма пришелся на царствование фараона-строителя Рамсеса II, который не жалел сил и средств на возведение храмов по всей стране и не обошел своим вниманием жемчужину – Луксорский храм. Считается, что Рамсес II окружил храм внешней оградой и установил множество прекрасных статуй, включая великолепные статуи самого себя и своей супруги Нефертари. Однако некоторые исследователи (М. Мюррей) не согласны с этим утверждением и считают, что внешняя ограда храма возникла намного раньше, чуть ли не во времена Тутмоса. С другой стороны, не суть важно, кто построил внешний двор, важно другое – ограда храма была высока и защищала его от нескромных праздных взглядов, а то великолепие храмового комплекса, видом которого мы сегодня наслаждаемся со стороны Нила, было недоступно верующим Древнего Египта из-за высокой стены ограждения. В то же время статуи действительно были установлены Рамсесом, который, кстати, не брезговал плагиатом и присваивал себе заслуги возведения некоторых сооружений комплекса Луксорского храма, которые были построены Аменхотепом и другими фараонами. Он просто сбивал их картуши (имена) и заменял своим (подробности читайте в статье «Плагиат по-фараонски: политика, тщеславие, жадность»). Тем не менее, следы созидания Рамсеса в виде прекрасных статуй увековечили имя этого фараона и в Луксорском храме. На западной стороне внешнего двора между колоннами установлены шесть царских статуй Рамсеса; размером они больше человеческого роста и стоят, выставив одну ногу вперед, «как будто выходят из прохладной тени колоннады на яркий солнечный свет. При лунном освещении это производит еще более пугающий и зловещий эффект» (М. Мюррей). Храм как произведение искусстваТайное сокровище Луксорского храмаЛуксорский храм известен высочайшим качеством и красотой своих рельефов, покрывающих стены его сооружений. Широко известны рельефы на пилонах (воротах в храм, украшенных скошенными башнями), изображающие битву Рамсеса при Кадеше; стены процессионной колоннады при Тутанхамоне были украшены сценами праздника опет (праздника плодородия и воссоединения Амона с его сыном – фараоном); внутренние помещения – святая святых – покрыты уникальными по красоте сценами эпохи Аменхотепа III. Однако самое свое таинственное сокровище Луксорский храм открыл исследователям лишь в 1989 году, всего двадцать лет назад, когда во время реконструкции западной части храма был обнаружен тайник с уникальными статуями, некогда украшавшими храм. Количество статуй, их тщательное захоронение в шахте говорят о том, что они были собраны и спрятаны сознательно. По всей видимости, во времена римского владычества, жрецы и служители храма, опасаясь за сохранность этих великих ценностей тысячелетий, решили укрыть их от глаз людей. Никаких письменных свидетельств этому поступку не сохранилось, сохранился лишь результат самого деяния – собрание великолепных статуй, подлинных произведений искусства, ставших жемчужинами коллекций многих египетских музейных собраний мира. Но что важно для туриста, приезжающего в Луксор сегодня, это то, что большинство этих шедевров мы можем увидеть в музее Египетского искусства в Луксоре. Мусор, который спас Луксорский храмОбщая планировка Луксорского храма в целом отвечает общим принципам планирования храмовых сооружений в Древнем Египте (читайте статью «Храмы Египта: архитектурно-историческая зарисовка», адрес на сайте) и содержит дворы, колоннады, святилище (святая святых). Главное его отличие от других храмов – сохранность, величие и гармоничность форм. Интерес представляет причина, по которой Луксорский храм дошел до наших дней в таком прекрасном состоянии, а причина эта ... мусор. Таким образом, мусор поглотил и законсервировал величие Луксорского храма, тем самым частично спас его от вандализма адептов последующих религиозных конфессий. При этом в груду мусора, укрывшую храм, внесли свою лепту все, кто мог: древние римляне, построившие на территории храма военный лагерь и перестроившие в своем стиле вход в святилище храма; первые христиане, которые построили в северо-восточном углу двора коптскую церковь; а также мусульмане. В наше время храм очищен от поздних построек и наслоений и на его территории осталась лишь мечеть Абу-эль-Хаггаг, заслуживающая отдельной истории. Мечеть Абу-эль-ХаггагМусульманский святой ЛуксораМечеть Абу-эль-Хаггаг никак нельзя отнести к истории Древнего Египта, однако она построена на территории древнейшего святилища – Луксорского храма – и несет в себе не только историю зарождения ислама на земле Египта, но и отголоски его самых древних исторических эпох. И поскольку современные туристы могут видеть мечеть Абу-эль-Хаггаг, им небезынтересна будет ее история. Есть другая легенда об Абу-эль-Хаггаге, связанная непосредственно с Луксором и Луксорским храмом. Святой очень любил город Луксор (он даже был женат на его христианской принцессе Тарзе, принявшей вследствие брака ислам) и непременно хотел окончить свой земной путь только в этом городе. Однако нежданная болезнь застигла его вдали от любимого селения, в местности Арманте. Болезнь была смертельной, и Абу-эль-Хаггаг уже находился в предсмертной агонии, когда Всевышний внял его молитвам и послал двух ангелов, чтобы те на своих крыльях мгновенно доставили Абу-эль-Хаггага в Луксор. Как только ангелы с Абу-эль-Хаггагом на крыльях достигли Луксорского храма, святой умер. Ангелы опустились на землю ровно под тем местом, где отлетела душа Абу-эль-Хаггага, здесь же его похоронили, и здесь же была построена мечеть Абу-эль-Хаггаг. В наши дни на крыше мечети Абу-эль-Хаггага находится лодка, обычная нильская лодка. «В середине лета, перед разливом Нила, эту лодку красят, а затем ставят на повозку и везут вокруг ближайших к городу полей, за повозкой следуют жители Луксора. Официальный кортеж состоит из двух полицейских, десяти верховых и пятидесяти пеших солдат, марширующих строем. За ними идут семь верблюдов в ярких цветных попонах, увешанные колокольчиками и украшенные перьями, каждого верблюда ведет муэдзин. За верблюдами следуют члены религиозных братств и потомки Абу-эль-Хаггага, и только когда все они пройдут, к процессии могут присоединиться другие люди» – так описывает традицию сообщества мечети Абу-эль-Хаггага Маргарет Мюррей. Трудно не заметить в этой традиции отголоски древнейшего культа плодородия, которому был посвящен и служил Луксорский храм – культа бога Амона. Луксорский храм: культ бога АмонаФараон – сын АмонаЛуксорский храм был посвящен богу Амону-Ра, предстающему на картинах и барельефах храма в традиционном облике «вселенского владыки» с небесно-голубым цветом кожи. Ежегодно во время великого общегосударственного праздника опет Амон в качестве верховного божества, в виде статуи на священной ладье в окружении жрецов и верующих, совершал путешествие из Карнакского храма в Луксорский и обратно, символизируя воссоединение со своим сыном – фараоном – и начало нового жизненного цикла, связанного с разливом Нила. Здесь он на время становился Амоном-Ра, Владыкой Своего Гарема, проявлялся как отец фараона. Цель Луксорского храма в этом смысле заключалось в том, чтобы свидетельствовать любовь и почтение сына – фараона – своему отцу – богу Амону. Дело в том, что Амон считался божественным отцом каждого фараона, зачиная его с царицей-матерью во время теогамии, божественного брака, заключаемого на небесах по воле бога. Посещая Луксорский храм на солнечной ладье Усерхетамон, Амон вновь рождал своего царственного сына – божественного фараона. Поэтому Амон почитался здесь не только как солярное, солнечное божество, но и как итифаллическое божество плодородия. Сам Луксорский храм назывался «Ипет Рисет Амон» – «Южное место уединения Амона». Культ Амона со всей яркостью показывает, какое место он занимал в сердце своего народа как бог дающий жизнь, он до сих пор в облике святого Абу-эль-Хаггага остается божественным покровителем древних Фив и современного Луксора. * * * Литература:
|